(фото в разделе photos)
В 04:30 (в 04:10 по расписанию) прибываем на ст. Брусничная поездом Петрозаводск - Костамукша. Проходим 200 м. вперед по ходу поезда посмотреть поляну, рекомендованную во многих отчетах для стапеля. Поляна оказывается неуютной и маленькой даже для наших двух экипажей. Так как с нами из поезда высадилась еще одна группа (человек 10), оставляем поляну им, а сами спускаемся с насыпи вниз влево по ходу поезда, где в лесу есть неплохая для сбора поляна всего метрах в 50 от ж/д полотна. До 15:00 заклеиваем на шкурах старые раны, выпиваем виски, обедаем. В лесу много черники, грибов пока нет. В 15:00 встаем на весла. На Суккозере сильный ветер в спину, волна, но солнечно. Иногда сильный ветер справа начинает разворачивать байдарки. В 17:00 останавливаемся на одном из островов: ищем исток Суккозерки "вооруженным" глазом, но за островами его не видно. В 17:40 отплываем и через час благополучно его находим. Встаем на ночевку на Суккозере на одном из островов вблизи истока Суккозерки.
10/08/04, вторник, день 2В начале дня погода отличная. На Суккозере зеркало воды. Купались, но всюду у берега большие камни. На входе в Суккозерку, вероятно, остатки разрушенного моста, в воде камушки, а через 50 м. за небольшим поворотом реки влево еще одно подобного же рода препятствие. На всякий случай, просматриваем сразу оба препятствия слева. Проводить не приходится, так как воды явно много. Проходим без проблем. Через 3 км. река впадает в оз. Колми, где сразу на правом берегу хорошая стоянка. Выход из озера - справа за мысом. Даже не глянув в карту, мы пошли левым берегом, но озеро небольшое, так что много времени не потеряли. Сразу на выходе из озера перекат, а скоро за ним еще два. Все несложные. В третий по счету перекат с левого берега упало дерево. Проходим справа. Сразу за перекатом - маленькое озеро, а скоро за ним - порог Нежданный (4 к.с.). На входе в порог низкий мост, пройти под ним невозможно из-за большой воды. Обносимся где-то 150 м. по набитой тропе. На тропе обноса слева - поляна и костровище, мы там пообедали. Иногда начинается дождик, но быстро заканчивается. Появилась мошка (до Нежданного и после него ее, как правило, не было. Регулярно она стала появляться уже ближе к концу маршрута). Ниже до озера Торос препятствий нет, течение слабое. На выходе из озера - река Торосозерка, через 3-4 км. непосредственно впадающая в большое (25 х 5 км.) оз. Гимольское. Прямо перед впадением в Гимольское - небольшой порог длиной всего метров 50 с мостом на выходе. Осмотр с левого берега и с моста. Вход ближе к левому берегу, так как в центре и справа много камней и очень мелко, затем необходимо уходить вправо, оставляя слева большой торчащий из воды камень, и затем взять еще сильно правее, чтобы попасть в правый пролет моста. К моменту прохождения этого порога (назовем его Торосозерский, ибо это единственное препятствие на реке Торосозерка) уже лил сильный дождь. Вышли в оз. Гимольское, где, проплыв вдоль левого берега пару километров, встали на ночевку на одном из островов недалеко от берега.
11/08/04, среда, день 3Погода спокойная, ни дождя ни солнца. Длинный (6 км.) остров Денга собирались огибать слева, однако не нашли нужную протоку! Для нас до сих пор остается загадкой, как мы ее проскочили, так как по карте она не слишком-то и узкая. В итоге идем часа два вдоль правого берега острова, полагая, что это материк и не понимая, где же остров? Выйдя, наконец, из-за острова (тут-то и выясняется, что это он!), попадаем в большую волну и сильный восточный (боковой) ветер. Идем на 3/4 волны к левому берегу озера в течение часа. Выходим к месту возможной стоянки, но место нам не нравится: поляна находится в 20 м. от берега и скрыта за деревьями, с нее озера почти не видно. Проплыв потом еще около 1 км. вдоль берега, находим прекрасную стоянку с баней буквально в 300 м. от входа в реку Вотто.
12/08/04, четверг, день 4Погода отличная! Устраиваем дневку с баней! На входе в озеро, правда, камушки, так что не разбежишься. По соседству стоит группа из Рязани, приходили здороваться. Еще мы в тот день первый раз насобирали подосиновиков!
13/08/04, пятница, день 5Где-то потеряли единственные имевшиеся у нас часы, так что отныне живем без времени. Имея в наличии двухкилометровую карту и не располагая GPS-приемником, на гору Воттоваара решаем НЕ ходить, так как почти уверены, что найти ее не удастся. Погода отличная, на озере - зеркало. Плывем к левому нижнему по карте углу :-) озера, где начинается Суна. Вход в реку до последнего момента не виден. Необходимо брать сильно правее двух вершин (отлично видны с озера и обозначены на карте). На входе в Суну лежат четыре камня. На одном из них написано "2 Ивана", на другом можно высадиться и поиграть в робинзона Крузо :-) Ширина Суны порядка 30 м., наблюдается течение. До оз. Кудамгубское порядка 3-х км. Пообедали на острове на входе в это красивое озеро. Далее идем по озеру в направлении радуги :-) и пытаемся убежать от грозы. Над нами - небо Андрея Болконского, очень красиво. Вода очень спокойная, временами прямо среди озера попадается "топляк". Иногда начинается, но вскоре заканчивается дождь. На выходе из озера справа - стоянка. Далее до Чудозера порядка 8 км. абсолютно спокойной воды, плывем в свое удовольствие. Гроза прошла стороной. Знак "STOP" прибит к дереву на правом берегу далеко НЕ на входе в Чудозеро, как сказано в одном из отчетов. Прямо у этого знака пристала моторка с тремя аборигенами: они явно разбодяживали спирт. Произошел такой разговор: "Здравствуйте!" - сказали мы. "Здравствуйте! - отвечают. - А куда это Вы плывете? Не видите разве, какой знак стоит? Движение без остановки запрещено! Так что уж давайте к нам!" :-) Но мы, естественно, отказываемся. От знака приходится проплыть еще километра три, прежде чем выйти на открытую воду. Уже в глубокие сумерки встаем на ночевку на одной из стоянок на мысу на Чудозере (об этом мысе говорится во многих отчетах). Прекрасная стоянка оказалась на другом берегу мыса, куда мы забрели в поисках дров.
14/08/04, суббота, день 6Пасмурно, иногда начинает моросить дождик. За мысом озеро сужается, много стоянок на обоих берегах. Всего за 1 час достигаем моста, за которым начинается поселок Поросозеро. Поселок немаленький, расположен, в основном, на левом берегу. Помятуя о том, что в поселке погранзастава, а маршрутной книжки у нас нет, мы в поселок не выходим, чтобы избежать возможного общения с пограничниками. От моста 6 км. до порога Пристанский (2 к.с.), в воде много "топляка". Для просмотра порога пристаем к лугу на правом берегу. Порог состоит из двух ступеней, между ними - улов у правого берега. На второй ступени река делает небольшой поворот влево. Проходим по основной струе. Ничего сложного в пороге нет, но шумит и несет здорово, так как порог образован резким сужением русла реки. Между ступенями не более 200 м. Метров через 500 - порог Валазменский (2 к.с.), он длиной всего метров 150. Пристаем к правому берегу для просмотра, так как ближе к концу порога у правого берега лежит огромная плита (с воды не видно), благодаря чему с нее образуется мощный слив. Вообще, с берега это место смотрится весьма жутковато. Заходим по языку в основную струю, затем резко выгребаем влево, чтобы не попасть в этот самый слив. Струя несет практически прямо в него. В конце порога отличная стоянка на высоком правом берегу, где мы решаем пообедать, разгружаем одну байдарку и катаемся. На берегу остатки плавильного завода времен Петра I, растет земляника. От пор. Валазменский до пор. Мельничный (3 к.с.) не более 2-х км. Порог предваряет ряд шивер-перекатов, почти плавно в него переходящих. Наиболее сложный участок порога начинается в месте, где река делает правый поворот. Прямо перед ним - улов у левого берега, куда лучше пристать для просмотра, чего мы НЕ сделали, полагая, что это еще не Мельничный. Только уже попав в серию бочек, на которые и выводит основная струя, мы понимаем, что это все-таки он. Проходим благополучно, хотя и набираем немало воды. Лежавшие практически на коленках карту и отчеты сильно залило. Фотоаппарат Зенит-122, находившийся здесь же, приказал долго жить. Сразу за порогом отличная стоянка на левом берегу, где мы и встаем, рассчитывая с утра еще покататься.
15/08/04, воскресенье, день 7Погода отличная. Покатались на Мельничном втроем в двушке, четвертый работал фотографом на берегу. Сразу за порогом начинается оз. Пяльвозеро длиной около 7 км. По берегам в большом количестве встречаются аборигены с удочками и корзинками. Менее чем через 1 км. после озера - остров, на нем избушка. Остров необходимо огибать слева, чтобы не попасть в ряд заливов и стариц (на карте это место обозначено!). Не посмотрев, как обычно, вовремя в карту, мы туда благополучно попадаем. Вернувшись в Суну и проплыв по ней около часа, останавливаемся на правом берегу пообедать. В лесу много черники и голубики. Менее чем через час хода после обеда - порог Марткокоски, который представляет собой ряд небурных шивер и перекатов в протоках между островами. Длина этого препятствия не более 1 км. Сразу за порогом хорошая стоянка на левом берегу. Далее река петляет, течение слабое. До острова, сразу за которым начинается (далее цитирую один из отчетов) "непрерывный каскад шивер и порогов" (пор. Коссаниски, пор. Корбикошки и прочие без имени) плыли часа два. Сразу перед островом на левом берегу реки стоит большая железная бочка. Просмотр этого участка реки вряд ли возможен ввиду его большой (порядка 3 км.) протяженности. Остров обходим слева. Сразу за препятствием - мост. Скоро за мостом левый берег Суны поднимается и превращается в скальный. Стоянки возможны, но неудобны. От моста до пор. Лебикоски где-то полчаса ходу. Прямо перед порогом - высокий скальный правый берег. Стоянка маловероятна. К пор. Лебикоски мы подходим уже в сумерки. В который раз не посмотрев вовремя в карту, мы пребываем в полной уверенности, что за мостом до оз. Линдозеро препятствий уже нет, а ночевать планировали именно на Линдозере. Таким образом, этот порог оказывается для нас абсолютно нежданным (пор. Нежданный остался позади :-) В одном из двух экипажей происходит примерно следующий диалог: "Это что еще там так неслабо шумит???" - "Не знаю, может, поезд?" "Не, поезд не может - тут нет железной дороги. У нас же сегодня больше ничего не должно быть?" "Да вроде не должно... Посмотрим в карту?" :-) Пор. Лебикоски (2 к.с.) состоит из семи отдельных ступеней. Он, в целом, не показался нам сложнее "непрерывного каскада шивер и порогов", который был до моста. После третьей ступени мы пристали к большому камню у левого берега, чтобы вычерпать воду каном, так как к тому времени набрали ее явно повыше первого стрингера, несмотря на фартуки и юбки. За порогом абсолютно спокойный участок реки с большим количеством островов. Держимся все время левого берега, чтобы не увеличивать себе путь. На входе в небольшое оз. Дяньгаслампи очень красивая стоянка на правом берегу (была занята). Мы поинтересовались временем, оказалось 21:55 (справедливости ради, мы думали, что больше). Сумерки уже довольно густые. Все стоянки, которые попадались нам далее вплоть до Линдозера и на нем, были заняты (преимущественно аборигенами, приехавшими на машинах. Видимо, все-таки потому, что воскресенье). Где-то через час хода после того, как узнали время, встали на одной из стоянок на небольшом мысочке левого берега Линдозера и немедленно выпили! :-) Пока разгружались - совсем стемнело.
16/08/04, понедельник, день 8За один час проходим деревню Линдозеро, мост за ней и подходим к пор. Уитоженкоски (2 к.с.). Под мостом остатки старых свай, проходим очень медленно. Порог издалека здорово шумит, очень хорошо видно падение воды в его начале. Порог длиной метров 500, ничего сложного в нем нет, возможно, потому, что в этом августе все-таки много воды. Сразу за порогом закидываем спининг и цепляем щучку см. 40, но она срывается уже прямо рядом с нами. Скоро проходим ЛЭП. Нас пытается догнать гроза, но ей это не удастся, хотя временами и начинает поливать. От порога около 4 км. спокойной воды, а затем начинается ряд порогов (пор. Шильмяйтокоски, пор. Ковеланлиете-Коски, пор. Леполису и др.), которые по сути являются шиверами, хотя местами и бурными. После последнего на этом участке препятствия река делает поворот направо на 90 град. Здесь сразу за поворотом на правом берегу отличная стоянка, где мы делаем перекус. Прямо перед нами от этой стоянки отошел катамаран 4-ка: 3 матроса + собака. Обедать не стали, так как планировали встать на ночевку за пор. Сухой, то есть максимум через час, включая прохождение порога. Пор. Сухой (1-2 к.с.) представляет собой мелководный перекат в расширяющемся русле. Заходим справа, где тут же садимся на камушек. В этом месте потребовалась короткая проводка. Других сложностей с прохождением этого порога не возникло. Возможно, порог менее приятен в малую воду. Если бы не сели на камушек, порог, вероятно, вообще бы остался незамеченным. Всего минут через 10 хода после порога - (цитирую по тому же отчету) "отличная стоянка размером с футбольное поле" на высоком песчаном берегу, якобы упоминаемая во всех отчетах по Суне. Стоянка была занята, и мы встаем в 100 м. до нее на левом берегу - тоже весьма симпатичная поляна. В лесу хороших дров нет, стоят "карандаши". В 100 м. от берега вглубь леса - болото, тянущееся прямо вдоль берега. Вечером наловили плотвы на удочки, пожарили. "Заку-уска у нас сегодня - блеск!" (с))). С щукой не везет: оборвали блесну и т.д. и т.п. :-)
17/08/04, вторник, день 9Погода отличная. С утра наловили еще плотвы и опять пожарили. В этот день планировали подойти как можно ближе к поселку Гирвас, и встать где-нибудь на Викшозере. Судя по отчетам, следующим (и последним) серьезным препятствием на Суне является пор. Длинный (2-3 к.с.). От места нашей стоянки до пор. Длинный необходимо пройти еще три несложные шиверы (вторая по счету шивера - именная: Каданлоама). Для просмотра начала порога пристаем к правому берегу. Лучше зачалиться пораньше, а не у самых камней, так как, на наш взгляд, заход в порог предпочтителен вдоль левого берега, а близко от порога он уже здорово "засасывает". На входе в порог чуть ближе к правому берегу лежит большая обливная плита, почти как в Валазменском. Такая же плита на выходе опять у правого берега, но там река уже расширяется и делает небольшой левый поворот, так что если идти левым берегом, то в нее и так сложно попасть. Заходим в порог вдоль левого берега, затем смещаемся к центру, так как слева у самого берега серия бочек (видно с воды и с берега), затем - слалом. Ближе к концу опять уходим влево, минуя ту самую обливную плиту справа на выходе из порога. Длина порога более 1 км., сразу за ним отличная стоянка на высоком левом берегу, а река делает правый поворот. Стоянка очень симпатичная, но решаем плыть дальше. Все дальнейшие препятствия, включая пор. Блин (2 к.с.), были пройдены сходу и не оставили ярких воспоминаний. Самое последнее препятствие на Суне - пор. Ледяной, который, пожалуй, запомнился живописными поворотами, которые делает в нем река, а, может, просто тем, что он последний. Сразу за Ледяным появляется высокий скальный левый берег - на редкость грязная стоянка с баней. Здесь мы и решаем заночевать. В лесу набрали много подосиновиков. Пожарили, даже засолили. Ближе к ночи пошел сильный дождь.
18/08/04, среда, день 10Погода спокойная и пасмурная. По берегам много стоянок. Ветра нет, зеркало воды. Очень красиво. С щукой опять не везет. Примерно за 1.5 часа достигаем слияния Суны с Семчей. Дальше - абсолютно прямой участок реки шириной до 200 м. Стоянка на левом берегу ближе к Викшозеру. Входим в оз. Викшозеро. Сразу на правом берегу еще, по крайней мере, две стоянки. На входе в озеро справа от островов виден мыс, идем к нему и дальше вдоль левого берега озера. Ищем место для обеда, но стоянок нет совсем. Еще часа через полтора встаем на удачу. Прямо на берегу - окопы времен второй мировой и костровище. Обедаем. Примерно через 1 км. - залив, ведущий к поселку Гирвас мимо деревни Койкары. Пока мы обедали, нас обогнала группа из Воронежа (3 байдарки), таким образом, к поселку подходим все вместе. Они встали на правом берегу перед мостом, мы пошли влево в Пионерный канал, где в 1 км. от плотины есть стоянка на правом берегу (возможно, здесь собираются аборигены). Здесь мы разобрали байды и заночевали. Ближе к вечеру опять сильный дождь, так что просушиться не удается.
19/08/04, четверг, день 11Автобус до Петрозаводска ходит из Гирваса три раза в день: 10:30, 15:30 и 20:00. На самом деле, в 10:30 и 20:00 это маршрутка, а не автобус. Говорят, автобус только в 15:30. В маршрутку в 10:30 погрузиться не смогли. Решили ждать до 15.30, чтобы пытаться уехать на автобусе, но нам повезло: сразу поймали идущую как раз в Петрозаводск проходящую машину типа "Газели". В итоге, в 12:00 мы уже в Петрозаводске и даже успеваем на "Метеор" до Кижей в 13:00.